Бальо

Пройти мимо этого здания, гуляя по Эшампле в Барселоне, вряд ли получится. Ночью – вообще без шансов. Вот и ЮНЕСКО польстилась, включив архитектурную «изюминку» в список Всемирного наследия. Строение называют «Батло» и даже «Батльо», корректным же вариантом является «Бальо». С первого взгляда на «Дом Костей» (еще одно имя здания) ясно – здесь был Гауди.

Интересный факт: рядом с Бальо находятся еще два необычных здания – Амалье и Льео Морера. Эту тройку величают «Кварталом несогласия», причина – архитектурная разрозненность и необычность.

Когда упомянутый выше Антонио Гауди занимался парком Гуэля, его попросили «что-то сделать» с домом 1877 года постройки, принадлежавшему богачам Бальо-и-Касановас. Заказчик планировал снести априорные стены и затмить соседей по бульвару де Грасия.

Не к тому обратился он с такими запросиками! С «затмить» Гауди еще согласился, но работать решил с тем, что есть. Перечить ему не стали, к 52 годам Антонио сделал себе имя и с мнением архитектора считались. Сказал: 2 новых фасада и новая отделка интерьеров – значит, так надо.

Итак, над чем же поколдовал Гауди!? Структуру Антонио не тронул: здание, как и прежде, зажато между двумя другими. Таким образом, «холстами» для архитектурных «художеств» стали крыша, внешний и внутренний фасады. Тот, что обращен к бульвару, стал волнистым и обтекаемым, переливающимся весенними красками, словно чешуя радужной форели – фантазия Гауди неистощима!

И если раньше на здание обращали внимание только арендаторы квартир да сам Жозеп Бальо-и-Касановас, то теперь ради «Дома Костей» люди съезжаются со всего мира.

Глядя на творение Гауди, можно играть в «Найди прямой угол». И если с этим заданием вряд ли кто-то справится, то в викторине «На что это похоже», победители будут. Мы немного подскажем: камин – гриб, лестница – ухо, балконы – мордочки, холл – скелет кита, люстра – солнце, потолок – облачная воронка. А дальше сами!

Перекроил архитектор бельэтаж и первый уровень дома (необычная мебель – тоже заслуга Гауди), а добавил: подвал, террасу на крыше (асотею, если выражаться претенциозно) и мансарду.

Мастер радел не только за красоту и оригинальность, практическая сторона Гауди волновала не меньше. Так, световые шахты образовали патио, на вентиляции и количестве солнца в здании эта хитрость сказалась наилучшим образом. Кстати, подобную фишку Гауди уже применил однажды при строительстве Дома Мила.

Смотреть на окна первого этажа нужно в трезвом уме, они и без того расплываются на глазах! Трудно поверить, что замысловатые оконные проемы неправильной формы вырезаны из камня.

Осколки керамической плитки цвета золота, апельсинов и моря частично покрывают фасад. Причем каждая деталь тщательно продумана, Гауди просчитал даже игру света и тени, словно художник, вдыхающий жизнь в сюжет на полотне. Так, например, оттенки керамической плитки «карабкаются» по стене выцветшими кляксами, а на крыше врываются красками.

Та же история с патио, только здесь «играют» синие, белы и голубые «пятна». А окна, смотрящие во внутренний двор, словно Алиса, выпившая уменьшающую микстуру, теряют в габаритах снизу-вверх.

Мансарду формируют арки-параболы (опять же, проверенный Гауди элемент ранее), сюда выводятся башенки дымоходы 27-ми каминов дома (функционально и эстетично), напоминающие лапку лягушки или корону, а если смотреть снизу - вглядывающихся вдаль исполинов. Украшением террасы стала мозаика.

Элементами внутреннего декора занимались лучшие из лучших «прикладников»: кузнецы Бадия, стеклодув Перегри, резчик Пужол-и-Баусис (сын), а также Себастьян-и-Рибо. Мебель, созданную Гауди для Бальо перенесли в дом-музей архитектора, расположенный в парке Гуэля.

Кстати, многие пытались понять, на что похож Бальо. Раз уж драконы для Гауди были как котики для современных пользователей сети Интернет, придумали следующее: Святой Георгий победил Зло в драконьем обличье. А что? Георгиевский крест аля рукоять меча имеется, шкура поверженного существа – тоже, черепа жертв – так точно. От этой версии и отпочковалось название «Дом Костей».

Говорят, Бальо стал лифтом, поднявшим Гауди на новый творческий «этаж». Пока другие «бежали по лестнице», Антонио не оглядывался, а слушал себя и сотрудничал только с господином Воображением.

Современники называют Гауди модернистом, вот только архитектор ярлыки на свои работы не вешал и названия своему стилю не давал. Вероятно, отсутствие рамок – залог гениальности Антонио.

С 1993 года здание приобрел владелец компании «Чупа-Чупс», отремонтировав Бальо, собственник открыл его для посещений. Туристам предлагают захватить в путешествие по дому аудио-гида, который обо всем поведает на родном языке гостя.

Контактная информация

Полезная информация