Как много замков за всю историю человечества построено не обороны ради, не балов для, а по велению сердца и красоты во имя? Нойшванштайн как раз из таких. В 1986 году Людвиг Второй приказал опустить на восемь метров скальное плато, которое послужило площадкой для возведения рыцарского замка. Не самое удобное местечко, но недаром Людвига прозвали «сказочным». Нравилось человеку созидать необычности, с его легкой руки Германия обрела несколько потрясающих замков. Правда, дорога к каждому из них непроста.
Романтизм и тягу к прекрасному Людвигу прививали с детства. Восхитившись отцовским приобретением (родовым «гнездом» рода Швангау, реставрацию которого провел не архитектор, а художник-сценограф), будущий король загорелся идеей собственного замка. Пронесенная через годы мечта обратилась светлокаменным зданием, посвященным рыцарю Лоэнгрину. 3-х этажная крепость в готических одеяниях разрослась до пяти этажей в духе романтизма.
Музами Нойшванштайна выступили замки на Рейне и цитадели Нюрберга. Возвышенное положение визуально миниатюризирует строение. Кажется, подует ветер и унесет за собой игрушечные башенки. Но вблизи понимаешь, насколько огромно это сооружение. Кстати, оснащение замка было настолько современным, насколько могло: отопление, водопровод, горячая вода. Людвигу явно было комфортно.
Содержание «лебединого» замка столь же дорого и прекрасно, как его обличье. В нем более 350 комнат, несметное количество золота, замысловатого декора и, конечно, лебедей.
Замковые интерьеры сродни сценическим декорациям, что нормально, в конце концов, нутром Нойшванштайна занимался театральный художник. Наполнение комнат – смешение мавританского, барочного, готического стилей. Поразят воображение колонны в виде сталактитов, роскошный тронный зал в византийском исполнении, а также певческая комната, в которой предполагалось ставить оперы. Вагнера, конечно же. Если честно, о любви к произведениям этого композитора кричит практически каждое помещение замка.
Стены королевской опочивальни украшают полотна, иллюстрирующие историю Тристана и Изольды. Над резьбой деревянной кровати Людвига трудились 15 мастеров на протяжении 4 лет. Рядом с покоями есть небольшая молельня.
Трапециевидный сводчатый холл четвертого этажа устлан мозаикой из двух миллионов деталей, которыми выложены изображения растений и животных.
Двухъярусный тронный зал перекочевал прямо из оперы «Парсифаль», из замка Грааль. Стены и потолок расписаны по образу и подобию базилик, роспись иллюстрирует связь Бога и Короля. Колоннада из искусственного мрамора разделена надвое декоративным приемом: нижняя часть окрашена в пурпур, верхняя – в имитации лазурита. На полу – мозаика в виде небесной сферы с флористическим и животным орнаментами. Зал ограничен полукругом апсиды в позолоте, а к возвышению, на котором должен был оказаться, но не оказался, трон из слоновой кости и золота, ведут 9 ступеней из каррарского мрамора. Под сводом купола находится Иисус с Марией, Иоанном и святыми королями, по правую и левую руку нарисованы апостолы. Канделябр в виде византийской короны из меди и позолоты рассчитан на 96 свечей. Жаль, что работы над залом не были завершены, и, тем не менее, он считается самым ярким помещением Нойшванштайна.
В Большой салон нужно заглянуть ради вазы в виде лебедя, с которой связана любопытная история. Однажды в хрусталь пролили воду, вычерпать которую не представлялось возможным, а вылить ее можно было только одним способом – перевернув. Но ваза ого-го каких масштабов, рисковать не хотелось. Выход нашли – лебедь пожертвовал лапкой: ее откололи, и вода, источавшая к тому времени отвратительное амбре, наконец, вылилась.
В Певческой зале при жизни Людвига Второго никто не выступил, но с 1933-ого в стенах комнаты звучит классика, а в наши дни концерты проходят с аншлагами. Кстати, эта комната – копия зала в Вартбурге. Потолок покрыт деревянными панелями с зодиакальным декором, орнамент нанесен на стены и Певческую аркаду.
Под этой комнатой находится искусственный грот со всей необходимой сталактито-сталагмитной атрибутикой. На первом этаже находятся кухонные помещения с жаровнями и печами, столами и посудой. Они огромны! Остается только гадать, как много людей организовывали королевскую трапезу. Со столовой кухни сообщались подъемным механизмом.
С замковой площадки и из его окон открываются потрясающие виды на баварские просторы. А если утро выдается туманным, кажется, что замок парит в облаках и ты вместе с ним, а стоит протянуть ладонь - коснешься пушистой «ваты». Говорят, Чайковского на создание балета «Лебединое озеро», вдохновила именно эта картина!
Реализация задумки короля-фантазера вытянула из казны 6 миллионов золотых марок. Стоила ли овчинка выделки? Лучшие живописцы, резчики, скульпторы и иже с ними были вовлечены в проект, результатом их трудов стал один из красивейших на планете замков.
Но факт остается фактом, казна опустела, поэтому Нойшванштайн можно смело назвать началом конца Людвига Второго.
Правительство Баварии приходило в ужас от баснословных трат. Так, было принято решение «избавиться» от короля. Мюнхенский психиатр фон Гудден, заручившись поддержкой еще трех коллег, объявил Людвига сумасшедшим. Тот в свою очередь понимал, что песенка спета, но выкручивать не стал. Конвой сопроводил короля из Нойшванштайна в замок поменьше (Берг). «Больной» был спокоен, не сопротивлялся. Как-то раз Людвиг Второй отправился на лодочную прогулку в компании фон Гуддена без сопровождения стражи. Не вернулись оба. А спустя несколько часов нашли тела. Что случилось? Хороший вопрос! Доподлинно неизвестно, но широкое распространение получили 3 версии: